|
Терентьева Ирина.
Манифест Баб-Дур
Г.Гейне сказал: "Дурак, осознавший,
что он дурак, уже наполовину гений". Можно
развить его мысль: "Дура, осознавшая, что она
дура, совершенно гениальна". В связи с этим
думается, что в нашем обществе таятся
колоссальные ресурсы, вскрыть которые - наша
задача.Приходится часто сталкиваться с
суждением, что способности женщин постоянно
недооцениваются, и ей во многом отводится
второстепенное место. Ведь не спроста же
возникла эта расхожая фраза: "Бабы - Дуры".
Тут есть над чем поразмышлять. Например, почему
женщина так часто подвергается мужским
насмешкам в реальной жизни и почему ей так трудно
быть смешной на профессиональной сцене? |
Исследование дурости в глобальном
масштабе
Если взять за основу исследовательский прием
Л.Н.Гумилева в его рассмотрении этноса, то вслед
за ним можно сказать, что дурость - "форма
коллективного бытия, присущая лишь человеку".
Принадлежность к дуракам воспринимается самим
субъектом непосредственно, а окружающими
констатируется как факт, не подлежащий сомнению.
Следовательно, в основе диагностики лежит
ощущение. Поминая фразу П.Чайковского, можно
сравнить удовольствие от собственной дурости с
ощущениями человека, сидящего в теплой ванне.
В чистом кристаллическом виде баба-дура есть
мутантка, "отклонение от видовой нормы", ей
присуща страстность, сверхактивность. Она не
может заставить себя рассчитать последствия
своих поступков.
Бабская дурость, как ничья другая, - атрибут
подсознания и стоит в зависимости от сил природы:
солнечных протуберанцев, полнолуний и
космических излучений.
Инстинкт самосохранения у нее принижен или
вовсе атрофирован, иначе зачем ей лезть со своего
шестка? Мудрый клоун Р.Городецкий неспроста
напоминал знакомой, жарко обсуждавшей политику:
"Думай почаще о койке. Я тебе добра желаю". Но
если бы советы помогали! Дай Бабе Дуре лучшую
койку, наряды и кучу драгоценностей - она все
равно пойдет мимо и дальше.
Нормальные, полноценно функционирующие
женщины будят в мужчинах-обывателях инстинкты
преследователя, завоевателя, гурмана и
коллекционера. А наша героиня чаще вызывает либо
гнев, либо смех: веселый или досадливый, горький
или облегченный.
Дурость обладает важным свойством: она
заразительна. Обычные люди, оказавшиеся в
непосредственной близости от бабы с крепким
градусом воинствующей дурости, начинают вести
себя так, как если бы они были дураками. Это надо
широко учитывать в очередях, на собраниях и в
транспорте.
Рассмотрение историко-фольклорного
материала
Исторически сложившееся отношение к женщине
либо как к матери семейства, либо как к партнерше
в любви обуславливает ее сферу разрешенной
мужчинами деятельности. Единственный ее талант,
признаваемый в миру, - это реализация своей
способности к великим чувствам таким образом,
чтобы будить великие чувства в ближнем мужчине.
Именно на этом поприще свершались самые великие
женские подвиги. Если же ее честолюбие
удовлетворяется в других областях - общество
этого не прощает. В лучшем случае возникает ярлык
"Дура".
Можно ли сказать, что Дура является плотью от
плоти Дурака? Начнем рассмотрение с исходного
материала.
А.Н.Лук в своей книге "О чувстве юмора и
остроумия" ухватил тонкую суть Дурака:
"Доводя преувеличением до абсурда любую идею,
он является выразителем своей эпохи, ее полезным
индикатором, ибо обнажает противоречия и
несовершенства, которые умный человек, сам того
же желая, все-таки смягчит и сгладит".
А.Д.Синявский на материале народных сказок
рисует нам портрет Ивана Дурака: он - обделенный,
да еще порочный, безобидно, но презираемо: не
любит работать, грязнуля, соплив и делает все
по-дурацки (невпопад, вопреки здравому смыслу и
пониманию практической жизни). Его ругают, но он
глуп без злого умысла, он прост, правдив и
простодушен. Чистосердечие его измеряется
незнанием элементарных понятий, неумением и
ничегонеделанием. Дурак в своей восприимчивой
пассивности открыт Высшей силе. А с ее
использованием он показывает в сказке такие
смешные фокусы, что всегда остается неизменно
привлекательным.
Жаль, мы не располагаем таким же богатым
фольклорным материалом, какой имеется на мужчин.
Можно ли причислить к Дурам Старуху у разбитого
корыта или Федору с ее горем? В первой части своих
историй обе замечательно грязны, убоги и в
какой-то мере обнажают несовершенства своей
эпохи.
Но в конце - одна наказана за неприятную
жадность и с досадой посажена на место, а вторая,
вместо того, чтобы обрадоваться, что от нее
сбежала вся посуда, взяла, да и образумилась. Нет,
эти персоны придурочны лишь до какой-то степени.
Другое дело - Баба-Яга. Но с ней ситуация
неоднозначная. С одной стороны - вроде опытная
колдунья со стажем. Но с другой - вечно остается с
носом. Даже малолетний Ивашка, на костях которого
она всерьез собиралась покататься-поваляться,
обводит ее вокруг пальца и засовывает в печку.
Баба Яга кроме того замызгана и запущена до
страшности. А курьи ножки ее избы ассоциируются с
клушкой. При том Баба-Яга не случайно кочует из
одной сказки в другую. Она необходима главным
героям, как ключу необходим замок, чтобы было над
кем восторжествовать и возвыситься. Это тем
более почетно, когда обдуривается противник
высокой квалификации. Кроме того, заметно, что
Баба - Яга не стремится к достижению какого-то
конечного счастья. Она уже нашла свою ступу и
наслаждается самим ходом сказки, смакуя и
оттягивая события, забираясь жить в самую
дремучую глушь. На ее магической мощи -
"далекий отблеск матриархата". Но фольклор
трансформировал роль Первой Реликтовой Леди до
Бабы-Яги, назначение которой, порой наступив на
горло своим темным инстинктам,
накормить-напоить-в-баньке-попарить прохожего
молодца и заложить своего же напарника - Кощея.
Да, она со своими нелепыми заклинаниями
"Чуфырь-чуфырь", скандальными полетами на
помеле и довольно безобидными злодействами
решительно может быть причислена к
представительницам рассматриваемого нами
женского типа.
Больше того, вполне можно представить ее в роли
символического флагмана всей когорты Баб-Дур.
Но в основном, в литературе, да и во многих
других направлениях искусства, над женщиной как
над дурой смеяться исторически не принято (в
отличие от мужчин). А принято ее жалеть, ею
любоваться и восхищаться, как Василисой
Прекрасной. Либо проклинать или возвеличивать,
как Боярыню Морозову или Дездемону. В жизни -
совсем другое дело.
Реальная жизнь.
В быту поведение Баб Дур определяется законами
не действительного мира, а какими-то
собственными, непредсказуемыми
беспричинно-бесследственными связями. Вбив себе
в голову некую отправную идею, искренне веря в ее
истинность, они игнорируют и весь предыдущий
опыт, и возможные последствия.
Моя сослуживица Любочка, явно тянущая на
диагноз "Дурочка хроническая", однажды
вечером пошла с нами на дежурство в ДНД и
отбилась от общего коллектива. Тут она заметила в
переулке пьяницу и бросилась за ним с криком:
"Стой, алкоголик, попался!" Он решил было
удрать и мотнулся в темную подворотню; она,
ничтоже сумняшеся, - за ним. Через мгновение они
выбежали оттуда в обратном порядке, причем уже
пьяный орал: "Иди сюда, я сказал!" Так и
бежали друг за другом почти до самого опорного
пункта правопорядка, где от начальства Любе была
выражена благодарность за то, что осталась в
живых.
Вот другой пример. Вспомните, как в фильме
"Начало" героиня И.Чуриковой на
танцевальной площадке отвечает приплясывающему
перед ней герою Л.Куравлева на вопрос:
"Танцуешь?" Она не может не попасться на его
удочку, она хочет жить своими мечтами и
иллюзиями! Она, уже приплясывая и улыбаясь ему,
отвечает: "Танцую!" Как символично, как
драматически закономерно герой отвечает ей: "А
я пою", - и уходит.
Как простодушно смотрит ему вслед этот
чистейший образец классической наивности!
Таких историй можно привести множество. И тут
нельзя не оговориться, что Дура Дуре - рознь и
посадить их в один кузов невозможно. У каждой -
уникальные фантазии, в соответствии с которыми
она себя проявляет, не заботясь о производимом
впечатлении.
Есть дуры воинственно-настырные, без страха и
упрека. Есть светло-наивные, не готовые
воспринимать безжалостную реальность. Бывают
Гениально-артистичные. Есть такие, которые
постоянно суются в небабские дела и пытаются
мерить свой ум, характер и решительность мужским
аршином. Они обычно имеют сильные комплексы
неполноценности, часто обижаются на весь мир,
злятся и идут в революцию метать бомбы; и проч., и
проч. Подчастую всех их обзывают кратким и
удобным "Дура". Не слово, а какая-то
"бездна звезд полна, звездам нет счета, бездне -
дна". В этом слове - сила гнева, пламя смеха и
уверенность в превосходстве. Но, впрочем, песня
не о том.
Искусство
Любовь к искусству возвышает всех. И если
активность и страстность Бабы Дуры направляется
в это русло, то при наличии артистических
способностей из нее может получиться
замечательная комическая актриса или клоунесса.
Маститый знаток цирка Т.Реми вывел формулу:
"Клоун подменяет мир действительности
создаваемым им миром". Это и есть тот закон, тот
главный критерий, по которому живут все клоуны и
дураки.
Здесь же заключается главная общность Дуры и
Дурака - в клоунском мышлении, природа которого
едина для всех. Именно они осуществляют связь
взрослого населения с Детством и тем чудесным
миром, где царит смех.
Но насколько дороже обходится женщине желание
всласть подурачиться!
Если Ч.Чаплин пронзительно смешон, когда
засыпает песком увиденный им перед своим носом
ботинок полицейского, то женщину в таких
обстоятельствах станет просто жалко. Поэтому
клоунессы на арене иногда пытаются поднять свои
шансы с помощью сокрытия вторичных половых
признаков под костюмом эксцентрика и замазав
лицо гримом, чтобы восприниматься как все
мужчины-клоуны и обмениваться тумаками, не
травмируя нравственность зрителя тем, что бьют и
тычкают женщину. Но этот ненатуральный
компромисс может обернуться полным провалом,
т.к. человек на сцене с неопределяемым полом и
возрастом вызывает подозрение и напряжение.
Тут еще всплывают труднопреодолимые
препятствия, метко обозначенные Т.Реми:
"Женщины часто просто боятся казаться
смешными. Эта боязнь свидетельствует если не о
приходе мудрости, то о приближении старости". В
детстве все сохраняют уверенность в себе, когда
приходит охота посмешить. Помочь может лишь
задорная девчачья непотопляемая
жизнерадостность и озорство (см. фильм
"Девчата").
И, наконец, последняя подножка:
"Женщины-клоуны преуспевают тем больше, чем
менее одарены их партнеры". А какой же партнер
(обязательно мужчина) согласится пойти "менее
одаренным" фоном? Спросите у руководителя
преуспевающего клоунского коллектива: где все те
женщины с их персонажами, которые на заре успеха
украшали вашу сцену? - Он вам остроумно помолчит.
Конечно, если в этом жанре женщина хороша, то
очень и очень хороша, а если плоха, то просто
ужасна. Кроме того, если идти в творчество -
значит отдавать ему всю жизнь и часто в ущерб
простому бабскому счастью.
Каждая из выдающихся деятельниц искусства
комедии, представляет уникальный театр своего
внутреннего мира. Каждая работает, если можно так
выразиться, в жанре шедевра. А шедевр
складывается, как известно, из высокого ремесла,
темы и страстности исполнителя. Именно той
непреходящей страстности и активности, которая
присуща Бабам Дурам.
Дурость - это не состояние, а процесс. Поставить
его на службу прогресса и здоровья человечества -
вот наша главная цель.
Дуры всех стран, объединяйтесь!
© Терентьева Ирина.
|